Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Исторический очерк

В 1866 году полковник Е.В. Богданович, офицер, ученик адмиралов Лазарева, Корнилова и Нахимова, участник Крымской войны на Дунайском фронте, был направлен в Вятскую и Пермскую губернии как полномочный представитель министра внутренних дел П.А. Валуева для исследования последствий неурожая 1864-1865 годов и принятия мер по предотвращению массового голода.

23 марта 1866 года Евгений Васильевич приходит к выводу, что самым надежным решением вопроса является прокладка железнодорожной линии из внутренних областей России через Урал до Тюмени, а впоследствии - через Сибирь до границы с Китаем.

BogdanovichEV

Докладная записка, поданная на рассмотрение императору Александру III, получила официальное одобрение. В 1885 году казенная Екатеринбурго - Тюменская железная дорога была пущена в эксплуатацию. Узловая станция Оверино, расположенная практически на середине пути между Екатеринбургом и Тюменью, в том же 1885 году получает новое название - станция Богданович.

15 августа 1924 года образован Богдановический район с центром в селе Троицкое, в 1930-м центр района перенесен в поселок при станции, в июле 1931-го Богдановический и Курьинский районы объединены в один - Сухоложский. И только в 1944 году на карте Свердловской области вновь появился наш район. С тех пор его территория неоднократно менялась. На сегодняшний день в его состав, помимо районного центра-города Богданович, входят сельские территории: Байновская, Барабинская, Волковская, Гарашкинская, Ильинская, Коменская, Кунарская, Троицкая, Тыгишская и Чернокоровская - всего 40 населенных пунктов.

Территория района составляет 1498 квадратных километров. На востоке он граничит с Камышловским районом, на юге - с Каменским районом Свердловской и Катайским районом Курганской области, на западе - с Белоярским районом и Асбестом, а на севере - с Сухоложским районом.

Основным богатством считаются запасы огнеупорной глины и камня известняка, активно разрабатываемые городскими предприятиями. Из сельскохозяйственных предприятий крупнейшим является колхоз имени Свердлова.

Географическое положение и климатические условия нашего района позволяют отнести к территории равнинного Зауралья. Здесь нет ни больших рек, ни горных вершин. Крупнейшие реки - Кунара и большая Калиновка (обе не длиннее 60 километров) впадают в Пышму. Наиболее значительное из озер - Куртугуз (1100 га). Скалистые возвышенности расположены вдоль берегов Кунары к северо-востоку от города. Из особенностей фауны можно назвать наличие жёлтого ("золотого") карася в Каменном озере и зеркального карпа, разводимого в Билейском рыбопитомнике.

Богданович, как и подавляющее большинство молодых городов (официально свой нынешний статус он получил только в 1947 году), невелик. По оси север - юг его можно пройти пешком максимум за час, а с востока на запад - и вовсе минут за сорок. Разделенный почти посередине железнодорожными путями, город состоит из двух микрорайонов: Северного и Южного.

Северный в народе называют "микрорайон БФЗ". Основной жилой фонд здесь построен на средства фарфорового завода и комбината крупнопанельного домостроения. Промышленная зона этой части города отделена от собственно жилых кварталов долиной реки Кунара. С востока к Северному микрорайону примыкает территория шпалопропиточного завода, рабочий поселок которого всегда держался несколько особняком от основной массы строений, как и поселок Восток, входящий в состав южной части города.

Южный микрорайон является административным центром Богдановича, здесь базируются все властные структуры района и большинство коммунальных служб. Центр города в целом составляет территория, ограниченная улицами Первомайская, Гагарина и Кунавина в их пересечении с Октябрьской, Партизанской и Ленина. С востока к этой неправильной трапеции примыкает территория Богдановичского ОАО "Огнеупоры", с юга-микрорайон больничного городка и МЖК, с запада-районы улиц Рокицанской и Победы.

Жилые массивы в этой части города прежде принадлежали в основном огнеупорному заводу и железной дороге. Последнему предприятию принадлежат и старейшие здания Богдановича: водонапорная башня, вокзал, баня и ведомственная амбулатория. Все они построены в последней четверти XIX века.

Богданович, появившийся на карте России как железнодорожная станция, в период между двумя мировыми войнами ХХ века развивался как промежуточная база по переработке скоропортящегося сельскохозяйственного сырья. В 1931 году был пущен в строй Богдановический мясокомбинат, в 1932-м - молокозавод. В настоящее время оба предприятия успешно развиваются и осваивают рынки Екатеринбурга и Тюмени.

В 1932 году построен шпалопропиточный завод, удовлетворяющий потребности Свердловской железной дороги.  С 1938 года крупнейшее предприятие Богдановического района завод по производству огнеупорных материалов функционирует как самостоятельное юридическое лицо. Сегодня это открытое акционерное общество "Огнеупоры" - главный поставщик финансовых средств в районный бюджет.

В 1973—2010 годах в городе действовал Богдановичский фарфоровый завод, второе в Российской Федерации предприятие отрасли по производственной мощности. Завод изготовлял фарфоровыеизделия (традиционный высокотемпературный фарфор) и изделия из низкотемпературного фарфора: тарелки, чашки, бокалы, чайники, сервизы столовые, чайные, кофейные, наборы столовой посуды различной комплектации. Это было единственное в России предприятие, выпускающее кордиеритовый огнеприпасдля фарфоровой промышленности. Товарный знак завода – «Хозяйка Медной Горы» по мотивам сказок и сказов П.П.Бажова в образе ящерицы с короной. Завод прекратил работу в 2010 году в связи с банкротством.

Архитектурными излишествами общественных зданий Богданович не избалован. Исключение составляют центральная площадь города и отдельные строения на улицах Гагарина и Ленина:  Деловой и Культурный Центр, выполненный в декоративно-классическом стиле, ампирные - механико-керамический техникум и общежитие, принадлежащее этому учебному заведению, детская школа искусств, школа № 61. .

Но главным украшением Богдановича, безусловно, является его зеленое убранство. Тенистые кроны лип, кленов и тополей осенью расцвечивают город в невыразимо разноликую палитру красок. Весной и в начале лета запахи горячего асфальта и бензиновые выхлопы совершенно теряются в ароматах цветущей акации, сирени и диких яблонь. И тогда Богданович становится похож на город - сад, мечту Владимира Маяковского. Если же вы хотите увидеть настоящий Богданович, проникнуть в душу этого маленького уральского городка, лучшего времени, чем ясный снежный январский вечер, вам не найти.

Возможно, именно благодаря своей тихой, неброской красе город столь трогательно любим богдановичцами и буквально околдовывает уроженцев иных краев, от Владивостока до Бреста, достаточно долго поживших в Богдановиче, чтобы успеть оценить его волшебное обаяние. Тот, кто прожил здесь хотя бы полгода, обязательно вернется сюда хоть на день.

Романтизм, дерзкая уверенность в собственных силах и безграничная работоспособность - основные качества жителей Богдановического района, независимо от того, родились ли они здесь или перебрались сюда жить в более зрелом возрасте. Именно они позволили многим нашим землякам добиться больших успехов на поле брани, в военной карьере или в области искусства и спорта.

Город и район по праву гордятся поэтом Степаном Щипачевым - лучшим лириком России в 30-40-е годы прошедшего столетия, конькобежцем Евгением Куликовым - чемпионом ХII Олимпийских игр, рекордсменом мира, Еленой Головиной - десятикратной чемпионкой мира по биатлону, художниками Михаилом и Александрой Сажаевыми. Богдановичский район подарил стране трех Героев Советского Союза: Григория Кунавина, Кузьму Пургина, Петра Перепечина, а также вице - адмирала Виктора Кравченко - 49-го командующего Черноморским флотом.

По материалам книги Климова В.К. "Богданович"